Автор Тема: Что такое ислам?  (Прочитано 1696 раз)

Габриэлла

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8360
    • Просмотр профиля
Что такое ислам?
« : Апрель 21, 2013, 10:09:51 am »
Краткий очерк из книги  Хорри К, Чиппиндейл П. «Что такое ислам: История и действительность». СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2008 г.


Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии 2х свидетелей произнести слова: Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха.
Ислам – это скорее образ жизни, включающий в себя нормы ношения одежды, экономику, деловую этику, налогообложение, юстицию и систему наказаний, систему мер и весов, политику, войну, заключение брака и наследование имущества, отношения полов, уход за домашними животными, образование, способ пить воду и т.д.

Ислам утверждает, что существует только 1 милосердный, вечный, всемогущий Бог- Аллах.
Он – Господь всего сущего, в т.ч. и человечества.
Аллах создал Вселенную примерно 8 тыс. лет назад и разрушит ее, когда пожелает. Тогда наступит Судный день: все люди воскреснут, чтобы дать отчет за свои поступки. После этого праведники отправятся в рай, а грешники – в ад, на веки вечные.
Аллах сделал это учение известным всему миру через своих посланников – пророков.
Первым из них был Адам, последним – Мухаммад, которого наз. Печать Пророчества.
Пророку Мухаммаду было передано последнее послание Аллаха человечеству, записанное в Коране.

Агрессивная война с целью захвата власти, чужого имущества, насильственного обращения инаковерующих запрещена в Коране: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256).

Первая цифра обозначает номер суры (проповеди, главы), последующая – номер айята (высказывания или стиха).

Слово ИСЛАМ переводится с арабского как  «подчинение» или «покорность» воле и законам Аллаха.
Слово МУСЛИМ – мусульманин – означает человека, покорного закону Аллаха.

Мусульмане верят, что у всех рас и народов были свои пророки. Пророков было огромное множество.
Мухаммад говорил, что Аллах посылал 124 тыс. пророков, а в Коране упомянуто 25 пророков, от Адама до Иисуса (по др. источникам – 28 пророков).  
Др. религии, базирующиеся на пророческих откровениях – иудаизм, христианство, фактически угасшие монотеистические традиции вроде арабского сабианства и персидского зороастризма, являются «мусульманскими» в смысле, что их последователи признают монотеизм и применяют элементы закона Аллаха.

Приверженцы политеистических религий, язычества  и отрицающих Бога этических культов – буддизма, конфуцианства, даосизма, гуманизма, марксизма – отвергаются как кафиры – «немусульмане». Но и кафиры по своей природе считаются мусульманами, хотя и пребывающими  в состоянии куфр (укрывания от Аллаха) из-за своего выбора. Именно акт сознательного укрывания от Истины обрекает кафиров на вечные муки, т.к. те, кто прячется от Аллаха, прячется и от его милости.

Иудаизм во многом схожий с исламом, имеет для него особое значение. Коран утверждает, что пророки Иаков, или Израиль (Йакуб), и Авраам (Ибрахим), основоположники иудаизма, были первыми, кто полностью покорился воле Аллаха.

Представление мусульман, что именно ислам  - подлинная религия Ибрахима, основано на событиях, связанных с желанием Ибрахима продемонстрировать свое послушание Аллаху, принеся в жертву собственного сына. Согласно обоим религиям, Господь, по своему милосердию, позволил пророку вместо сына принести в жертву овна.
Но иудаизм и ислам расходятся в вопросе о том, кем именно из 2х сыновей он собирался пожертвовать и кто был спасен.

Иудеи верят, что это был младший сын Исаак (Исхак), и как и  мусульмане полагают, что 12 сыновей Исхака стали предками 12 колен древнего еврейского народа. Поэтому, по мнению евреев, Бог непосредственно сам определил появление еврейского народа. Евреи были народом, избранным Богом и Бог был только у них.

Коран опровергает это положение. В нем утверждается, что к моменту предполагавшегося жертвоприношения, у Ибрахима был только 1 сын, Исмаил (Измаил), и что Исхак родился позже, в качестве награды Ибрахиму за послушание.
Исмаил стал родоначальником арабского народа, доказав, что избирая арабов, Аллах проливает на них особую благодать и возвещает последнее откровение через прямого потомка Исмаила – Мухаммада.

Коран ясно говорит, что Аллах есть Бог всего человечества, не только одних израильтян или арабов. Он упрекает евреев за их отказ признать пророков Ису и Мухаммада и за их упорную веру в избранный народ (Вторая глава – сура Корана -  2:62 + та же сура упрекает бану Исраил за их отказ признать пророками Иисуса (Ису) и Мухаммада).

Но даже тех, кто не способен внять этому призыву и остается в лоне иудаизма, ислам наделяет более высоким статусом, чем последователей язычества или политеистических религий. Мусульманские правители на протяжении всей истории ислама предоставляли своим подданным-иудеям статус «Защишенных» - дхимми, - разрешая им свободно следовать своей традиции.

Главное заблуждение христиан состоит в их непонимании значения мусульманского пророка Иисуса, сына Марии (Исы ибн Марйам).  Иса считается мусульманами еврейским мессией, посланным Аллахом к евреям, чтобы те встали на истинный путь Ибрахима и заняли подобающее место среди исламских народов, ведущих праведный образ жизни. Он является пророком высшего уровня – расул: этот статус дается только наиболее важным пророкам, в т.ч. Ибрахиму и самому Мухаммаду.
В Коране  упомянуты чудесное рождение Исы из лона девственницы  совершение им чудесных деяний. Коран признает достоверность Евангелий как подлинных текстов Откровения Аллаха.

В основном книга  развивает тему отрицания Исы евреями. Тот факт, что он был родоначальником христианства, имеет вторичное значение по сравнению с главной темой -  взаимоотношениями иудеев и пророков. Коран показывает, как Аллах удивляется и даже гневается из-за веры христиан, будто Иса был его сыном:  
«И говорят они: «Взял Себе Милосердный сына».
Вы совершили вещь гнусную. Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом оттого, что приписали Милосердному сына. Не подобает Милосердному  брать Себе сына». – 19:88-89.

5я сура Корана целиком посвящена истории Исы и напрямую обращена к христианам как собратьям «народа Книги». В ней отмечается, что концепция Святой Троицы есть разновидность политеистических верований, и прямо отвергается божественность Исы – 5:73-75.
Здесь же сказано, что Иса будет испытан Аллахом, как любой смертный в Судный день – 5:116-117.

Из-за своего распятия на кресте пророк Иса оказывается мучеником ислама. Мусульмане спорят относительно посмертной судьбы Исы. В Коране говорится, что тот не умер. Возможно, это намек на привилегированное положение мучеников, которые находятся в состоянии блаженства до Судного дня. Но некоторые буквально отрицают распятие Исы. Широко распространено поверье, что Иса вернулся в пустыню, сотворил много др. чудес и прожил до 120 лет.

В Коране есть свидетельства, что христиане ближе к последователям ислама, чем евреи, в 5 суре. Первоначальные Арабская и Ассирийская христианские церкви были ближе к исламу, чем современное христианство. Немало последователей христианства придерживались ереси арианства и верили, что Иисус был только человеком. Разделяло их только утверждение, что последним пророком был Мухаммад и закон шариата. Но после принятия на Никейском Соборе в 3 в. догмата о Св. Троице, арианство было искоренено.

Идея о том, что Св. Троица – это лишь более сложный вариант монотеизма, была крайне чужда мусульманам. Большинство из  них полагало, что за этим скрывается политеистический культ Аллаха, его жены Марйам и их сына Исы. Почитание христианами сакральных предметов в Средневековье (фрагментов Креста) привело к обвинению в поклонении языческим символам. Почитание икон отвергалось – это идолопоклонство (классический ислам запрещает изображать Аллаха). Введение христианами дохристианского  римского солнечного календаря и празднование Рождества в день зимнего солнцестояния позволило мусульманам сделать вывод, что христиане отправляли языческий культ Солнца.

Арабские христианские церкви-дхимми (коптская церковь в Египте, сирийские марониты) сохранили более архаичную, более близкую к первоначальной, форму своей религии.

Мусульмане категорически отвергают политеизм как ширк, самый тяжкий грех – признание других богов, кроме Аллаха, отрицание его абсолютного главенства над Вселенной. Ширк непростительный грех, это «далекое заблуждение» и впавший в него осужден на вечные муки. 4я сура говорит о наказании 4:116, 121.

Атеистические философские системы марксизм и гуманизм, предполагающие, что Бог есть продукт человеческого воображения, в высшей степени виновны в совершении ширка, п.ч. они возносят человека выше Аллаха.

В исламе пассивный агностицизм и религиозный скептицизм традиционно осуждаются как ширк, поск. они неявно отрицают всемогущество Аллаха. Всевозрастающий в Западном мире культ денег и вещизм, вера в научный прогресс, распространение алкоголизма и наркомании, сексуальная распущенность, азартные игры, обращение к лжеучениям (астрологии) кажутся мусульманам признаками  возрождения язычества.

**** Культы язычников-бедуинов, наведывавшихся в Мекку во времена Мухаммеда, были жестоки, воинственны и низменны. Широко распространены человеческие жертвоприношения, убийство новорожденных девочек. Каждое арабское племя, род, поклонялись собственным божествам, идолам, неким природным силам, для чего сооружались специальные святилища – харамы.  
Наиб. значительным из таких святилищ был Дом Бога – Кааба, располагавшийся в Мекке.
До Мухаммеда там было 360 языческих идолов, которым поклонялись десятки племен и родов.

Род Мухаммада, хашимиты, пользовались привилегией охранять Каабу. Считалось, что предки Хашимитов, Ибрахим и Исмаил, восстановили Каабу, возведенную еще в начале времен Адамом, после того как она пришла в ветхое состояние.

***Первое откровение Мухаммад получил во время месяца рамадан в 610 г. Ему было около 40 лет. Это произошло во время уединенной медитации на горе Хира, или Джабал-ун-Нур (Гора Света), недалеко от Мекки. В течение оставшихся Мухаммаду 23 лет жизни ему было передано в общей сложности 114 посланий.  После смерти они были собраны в единую книгу – Коран (ал-куран, от араб. кара – «возглашать, читать вслух»).

Мухаммад не знал грамоты, поэтому ему приходилось впоследствии повторять каждое послание вслух. Некоторые послания записывались на все, что попадало под руку, но большая часть, по традиции, заучивались наизусть.
Через год после смерти Мухаммада его секретарь Зайд ибн Сабит под надзором авторитетных лиц объединил все эти послания. Их показали сподвижникам пророка, которые признали их достоверными.

Примерно через 30 лет после смерти пророка получили хождение различные версии текста, поэтому была составлена окончательная, каноническая, версия в 4х экземплярах и  разослана в 4 главных исламских города – Басру, Дамаск, Куф, Медину.
2 экземпляра сохранились до наших дней. Один находится в Ташкенте (Узбекистан), др. – во дворце Топкари в Стамбуле (Турция).

Текст Корана состоит из 114 сур, каждая из которых содержит 1 откровение.
Количество стихов, или айатов, в суре варьируются от 3 до 286, всего их 6239 (в общей сложности в Книге насчитывается от 6204 до 6232 айатов; разница в подсчетах из-за различий в разбивке текста на стихи).  
Каждая сура имеет заголовок.
У 86 из них есть подзаголовок, указывающий на то, что они были получены в Мекке, а у 28 – на то, что они были получены в Медине. Мекканские суры короче, мистичнее мединских, они чаще предостерегают о недопустимости уклонения в язычество. Мединские суры длиннее, подробнее раскрывают темы, связанные с исламским правом, такие как правила объявления войны, принятие ислама, бракоразводные процедуры, наказания за различные преступления.

Структура Корана необычна и на первый взгляд нелогична. Более длинные, мединские суры, переданные позже, стоят в начале Книги, а более короткие, мекканские, следуют за ними. Какого-либо точного объяснения такому расположению нет. Но западные ученые, пытавшиеся реорганизовать суры логически, обнаружили, что любое др. расположение только дробит их на отдельные стихи.

Поначалу ислам считался очередным «золотоносным» культом и Мухаммаду, как и др. проповедникам, разрешалось использовать  Каабу: у всех были равные возможности.
Но в 613 г. проповедь Мухаммада обрела особый характер: он отверг все др. религии, потребовал удалить из Каабы идолов, тем самым препятствуя торговле.  Проповедую возвращение к религии Ибрахима, он довольно быстро сделал своими сторонниками старейшин мелких родов и купцов среднего достатка.
Курайшиты наз. его безумцем и мошенником, но Мухаммада охраняли языческие законы религиозной терпимости, племенного родства и кровной мести. Отношения с курайшитами обострились в 616 г., которые старались заставить его молчать. Вначале ему даже перелагали стать правителем Мекки, при условии прекращения проповеднической деятельности. Когда он отказался, перешли к бойкоту купцов, принадлежавших к хашимитскому роду. Это заставило некоторых хашимитских старейшин выступить против Мухаммада и его последователей.

Часть мусульман вынуждена была временно перебраться в христианскую Абиссинию (Эфиопия), где император (негус) тщетно пытался обратить их в христианство, и обещал не помогать курайшитам, если мусульмане попытаются свергнуть власть язычников.

В 619 г. Мухаммад и  хашимиты достигли договоренности о прекращении бойкота, и он смог вернуться в Мекку.
Примерно в этот период ему было ниспослано 1 из самых важных откровений – Ночное путешествие, описанное в 17 суре и многочисленных хадисах.
В хадисах повествуется, что Мухаммад спал возле Каабы, когда ему явился Джабраил и велел сесть на некое крылатое животное – мельче мула, но крупнее осла. Животное отнесло его в Иерусалим, где располагался храм Соломона. Там уже собрались все пророки – Адам, Мусса, Ибрахим, Исхак, Исмаил и Иисус (Иса). Мухаммад помолился вместе с ними, потом Джибрил предложил ему испить на выбор молока или вина. Пророк выпил молока, и ему было сказано, что он выбрал правильный путь для себя и своих последователей.

Затем он проводил его до небес и показал небесные врата, от которых мир начинается и у которых он завершается.
Здесь Пророк получил от Аллаха заповедь для всех мусульман – молиться по 50 раз в день, ежедневно. После непродолжительного обсуждения этого вопроса с Мусой Мухаммад решил, что молиться по 50 раз в день – это слишком много. И попросил Аллаха уменьшить количество молитв до 5. Аллах удовлетворил его просьбу.
Затем на спине крылатого зверя Мухаммад вернулся в Мекку.
В Иерусалиме на месте этого чудесного происшествия, которое наглядно демонстрирует родство пророческих религий и признание Мухаммада последним пророком, теперь возвышается мечеть Купол Скалы – Куббат ас-Сахра.

Вынужденное бегство Мухаммада – хирадж – переселение -  знаменует собой тот этап деятельности Мухаммада, когда Аллах повелел ему уже не просто реформировать религиозную жизнь Мекки, а полностью уничтожить город.
Хирадж означает начало джихада – священной войны в духовном и физическом смысле, против язычников-курайшитов, и против всех тех, кто притесняет мусульман и активно препятствует распространению слова Аллаха.
Позже было введено мусульманское летоисчисление, в котором год объявления войны стал соответствовать его первому году.
622 год христианской веру стал первым годом эпохи хираджа – годом хиджры = г.х.  
 
5 СТОЛПОВ ИСЛАМА  составляют шахада и  ибада.

Любой человек  может стать мусульманином, все сердцем приняв «символ веры» ислама:
«Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха».
Этот символ веры – сжатая формула всего комплекса верований ислама – Шахада (араб. «свидетельство»).

Чтобы остаться в лоне религии, мусульмане должны выполнять 4 предписания, носящие наз. ибада, или «покорность» («священное рабство»). Предписания ибады были открыты Мухаммаду в период, когда он был в изгнании, потом воевал, и подробнее изложены в более поздних откровениях, когда он уже правил Меккой и Мединой.

Основная функция ибады – укреплять дисциплину среди мусульман в целях распространения ислама; очищать религию от лицемеров и «вялых» обращенных.  Эти предписания трудны для исполнения, но их оправдывает практическая направленность: заставить верующих выстроить всю свою жизнь вокруг религии.

Ибада состоит:

1.   ежедневная 5тиразовая молитва – салат;
2.   выплата налога для облегчения нужд мусульманской бедноты – закят;
3.   пост в течение месяца рамадан – саум;
4.   паломничество к Каабе и др. святым местам Мекки – хадж.

СИМВОЛ ВЕРЫ – ШАХАДА.
Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи

Чтобы принять ислам, следует произнести в присутствии 2х свидетелей эту фразу, носящую название калима. Мусульмане произносят ее во время молитв, при исполнении различных религиозных церемоний и, если исламу бросают вызов неверующие.

1я половина калимы – «Нет никакого божества, кроме Аллаха» - наз. таухид – «единство».  Это самое важное положение мусульманской веры.

2я половина калимы – «Мухаммад – посланник Аллаха» - наз. рисалла – «признание статуса пророка». Она подразумевает признание Мухаммада и всех пророков безгрешными посланниками Аллаха.  

Принятие шахады подразумевает твердое усвоение 7 положений веры.

1.   таухида;  
2.   рисалла;
3.   вера в ангелов – малаика;
4.   вера в безошибочность Корана и др. пророческих  книг, составляющих части Библии -  китабуллах;
5.   Вера в Судный день – йаумуддин;
6.   признание  предначертанности мирских дел Аллахом – кадр;
7.   вера в посмертную жизнь – ахира.

Отрицание любой части шахады приводит к греху апостофии – отступление от ислама, который в крайних случаях карается смертью по кораническому закону.
Если истинный христианин или иудей отрицает шахаду, он может быть прощен в Судный день, но если ее открыто отвергает мусульманина, то за это он понесет суровое наказание: вечные муки в мире ином.
 
ЕДИНСТВО – ТАУХИД

Таухид есть вера в единство и единственность Аллаха, что и заключено в словах: «Нет никакого божества, кроме Аллаха..».  
Сравнение Аллаха с др. богами или людьми, претендующими на тождество с ним, тоже отвергается мусульманами как  неискупимый грех ширка. Значение, которое придается ширку, заключено уже в самой миссии Мухаммеда (а мусульмане сказали бы, что и в миссии всех пророков) по отношению к язычникам, или многобожниками – мушрикун.

ПРИЗНАНИЕ СТАТУСА ПРОРОКА – РИСАЛЛА

Мусульмане признают, что Мухаммад и все др. пророки были избраны Аллахом для того, чтобы передать Его послание всему человечеству. Они стремились вывести людей, впавших  в язычество, на путь истинный, указанный Богом еще в начале времен первому пророку, Адаму.
Все 124 тыс. пророков передавали одно и то же основополагающее учение таухида всем народам земли, на всех языках. Мухаммад был последним среди этих пророков, а это очень важно для ислама, ибо подтверждает, что именно ислам, а не христианство и иудаизм является истинной религией Ибрахима (Авраама).
Сам Аллах провозгласил Мухаммада последним пророком в 5й суре – последнем откровении: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» - 5:5.  
Мусульманам не позволено поклоняться ни Мухаммаду, ни любому др. пророку как божеству или богоподобному существу, поскольку тогда они совершили бы грех ширка. Просторечное обозначение ислама как «магометанства» крайне не верно.

АНГЕЛЫ – МАЛАИКА

Ислам учит, что все смертные существа состоят из «глины» – хайула, осязаемого, но неодушевленного материала, и «духа» - джинна, неосязаемой бессмертной души, которая оживляет глину.  
Духи – гении или джинны, существовали в виде божественного света – нур, еще до того, как  появились материальный мир и человечество.  Ожил первый человек только тогда, когда в него вошел дух. После создания человеческого рода, те джинны, которые не получили облик людей, стали ангелами.
И люди, и ангелы сотворены Аллахом, чтобы служить ему.
Главное отличие людей и ангелов: Адам  и его потомство получили дар – свободную волю и могут или покориться Аллаху, или воспротивиться ему, за что пожнут награду или наказание в Судный день. Ангелы, не обладающие подобной волей, не способны на грех. Они способны выполнять только  волю Аллаха и через них Аллах выражает свое всемогущество.

У ангелов своя иерархия.
Главный – архангел Гавриил – Джибрил. У каждого ангела – своя особая функция и задача. Одни перемещают по небу солнце и луну, другие  мечут молнии в порочных людей.
Задача ангела Исрафила – протрубить в трубу, чтобы возвестить наступление Судного дня. Обязанность ангела Исраила – ангела смерти – ведать назначенные Аллахом сроки смерти каждого из нас.
«Святым писцам» - кираман катибин – поручено записывать мысли, слова и действия всех людей. Это позволяет Аллаху в любое время знать, что человек думает и делает.
Вера в постоянное присутствие ангелов – важная часть сознания мусульман и элемент их контроля над своим поведением. Аллах говорит через ангелов, которые не способны на грех и не могут заблуждаться, и будут правильно передавать его слова.
Ни одному человеку Аллах не может позволить общаться с ним напрямую или видеть его лик. Ведь тогда люди неизбежно начнут сравнивать его с чем-то или с кем-то другим, впадая в грех ширка.
О статусе пророка судят по уровню ангела, который прислан к нему передать откровение. Ибрахим, Иса, Мухаммад разговаривали с самими  архангелом Джибрилом..
 
САТАНА – ИБЛИС  - ПАДШИЙ АНГЕЛ

Единственный ангел, который непокорен Аллаху – Сатана, Иблис.
Когда Аллах создал человека, Иблис был главой ангелов. Возревновав к Адаму, Иблис нарушил волю Всевышнего и отказался служить человечеству.  Сура 18, айат 50.
Из-за этого отказа Сатана был изгнан с небес, и его место занял Джибрил. Иблис был крайне уязвлен таким поворотом событий и поклялся погубить человечество, увести его от Аллаха к язычеству и обречь на вечные муки.  Согласно Корану и хадисам, единственная защита против сатанинских козней – постоянное памятование Аллаха и слов Корана. Потребность охранять ум от посягательств Иблиса – единственная причина того, почему мусульмане стараются заучивать Коран наизусть и молятся так часто.

КНИГИ АЛЛЛАХА – КИТАБУЛЛАХ

Шахада требует, чтобы мусульмане признавали главные положения
иудейской Торы (Таура), переданной Моисею (Мусе);
Книгу Псалмов (Забур), переданную Давиду (Дауду);
Евангелие (Инджил), переданное Иисусу (Исе).  

Коран считает эти 3 книги подлинным словом Аллха, но замечает, что в них вкрались ошибки – случайные описки, намеренные и сатанинские искажения. Мусульмане уверены, что Коран – единственная уатентичная, неизменная и ясная версия  слова Господа и что она лучше всех прочих.
Они считают, что при переводе с иврита и арамейского на греческий содержание Библии изменилось, поскольку со словами Аллаха смешались слова авторитетных людей, тем самым вызвав ширк и обесценив большую часть Книги.  
С мусульманской точки зрения, Книга Бытия необоснованно обвиняет некоторых пророков в совершении  каких-либо прегрешений (Нух представлен как пьяница). И содержит 1 серьезное заблуждение – утверждение, что Ибрахим решил пожертвовать своим сыном Исхаком (предком еврейского народа), а не Исмаилом (родоначальником арабов).
Большую часть Четвероевангелия ислам считает истинной, но поскольку они составлены последователями Исы через много лет после его смерти, то в решении вопросов по которым Коран и Евангелия расходятся, приоритет остается за Кораном. – буквальное слово Аллаха выше Евангелия. Основное разногласие касается вопроса о воскресении  Иисуса: 4я сура отрицает это событие.

СУДНЫЙ ДЕНЬ – ЙАУМУДДИН

Конец света описывается в 81 и 82 сурах в апокалипсических интонациях. Отверзнутся все могилы и те, кто грешил при жизни, будут мучиться в гиене огненной, но могут и спастись, если искренне раскаются.  Те, кто впал в ширк, не спасутся, потому что они отказались признать бытие Аллаха и его милосердие.

Знаки приближения Судного Дня описаны в хадисах, большинство которых возводятся к Мухаммеду. Судный День должен был начаться вскоре после его смерти. Это мнение подкреплялось верой в то, что он – Шилох, первый и последний неиудейский пророк из рода Ибрахима, чей приход, как 1 из признаков приближения истории мира к концу, был предсказан в Книге Бытия.
Есть др. воззрение: мир существует около 5500 лет, и его история должна закончится приблизительно через 6000 лет со дня сотворения, т.е. примерно к 1100 г. н.э. (Мухаммад ибн Исхак (ум. в 767 г.) – 1й официальный биограф пророка).  

Хадисы подробно и красочно описывают события, которые произойдут незадолго до конца света. Первым признаком станет раскол ислама на множество враждующих сект.
Исламским законом – шариатом – будут пренебрегать или вовсе его отбросят.
Жестокие гражданские войны сотрясут мир, всеобщая дикость и страдания достигнут такой степени, что живые возжаждут смерти.

Тогда для восстановления порядка Аллах пошлет махди – "избранный" (мессия или политический деятель).
В хадисах Мухаммад дает описание махди, который будет принадлежать «моему роду, у него будет широкий лоб и орлиный нос». Махди объявит о себе в Мекке, затем поведет множество мусульман на Иерусалим, где воссядет как царь мира и восстановит порядок, справедливость и законность. Однако власть махди продлится не дольше 10 лет: люди бросят его ради Антихриста (лжемессии), которого можно будет легко узнать по характерному признаку: у него только 1 глаз. Он приобретен чрезвычайную популярность, потому что узаконит грех, создаст изобилие  пищи и материальных благ, исцелит больных и исполнит др. псевдочудеса – только чтобы отвратить людей от Аллаха. Сообщество истинных мусульман сократиться до малочисленной горстки верующих. «..Ислам начался в изгнании и завершится в изгнании» – говорил Мухаммад.  
Когда Антихрист приготовится истребить и их, на землю во всеоружии спустится Иисус и поразит его в битве возле г. Армагеддон (Палестина). Затем Иса будет во славе править землей. Повсюду наступят мир и благоденствие. По одному из указов Исы с христианских церквей будут сняты кресты.
Согласно 81 суре, за этим золотым веком последует разрушение Земли и отверзание могил в Суд. День.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ – АХИРА

Благочестивые мусульмане, умершие мучениками в защиту ислама, благословенны особым образом. Согласно 2й суре, исламские мученики не умирают. Их души пребывают в состоянии блаженства до Суд. Дня, после чего их беспрепятственно допустят в рай. Рай – это обитель блаженства, мира и спокойствия, где компенсируются те жертвенные ограничения, которые накладываются на мусульман в течение их земной жизни, например, запрет на спиртное.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мусульмане должны признавать, что Аллах уже предрешил их  судьбу. Они никак не могут ее изменить. Сотворенное Аллахом не хаотично, оно имеет внутренний порядок и цель, лежащие за пределами человеческого разумения.
Коран заявляет, что ни 1 мусульманин не может силой обратить неверующего в ислам.
И если человек пожелает пренебречь словами Аллаха – это его право.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА – САЛАТ

Молитва должна возноситься 5 раз в день ежедневно:
на восходе солнца – ас-субх,
в поддень -  аз-зухр,
после полудня – ал-аср,
сразу после заката – ал-магриб,
с наступлением ночи – ал-иша.  

Всегда, когда это возможно, мусульманин должен молиться в мечети, среди собратьев по вере, при этом мужчины и женщины молятся отдельно. Групповые молитвы обязательны по пятницам, в полдень.
В др. дни недели мусульмане могут выбирать место для молитвы по своему усмотрению, расположившись на любой чистой поверхности, но лицом непременно в сторону Мекки.

В суннитском исламе групповые молитвы проводит представитель общины верующих, который хорошо знает Коран и безупречен в нравственном отношении. Содержание проповедей определяется имамом мечети – авторитетным знатоком исламских предписаний. Но в некоторый исламских монархиях – Саудовской Аравии или Монако – содержание проповедей может зависеть от централизованных указаний государственных чиновников.

В шиитском исламе молитвы проводит или имам, который наделен более широкими полит. и властными полномочиями, чем имам в сунитстве, или мулла – священник-наставник.

МАСДЖИД  -   МЕЧЕТЬ

Слово мечеть происходит от арабского масджид – «место простирания», на котором Аллаху возносится групповой салат.
Простейший масджид – открытая молитвенная площадка – мусалла, огороженная колышками, с камнями, указывающими на Каабу.
Главное условие: поддержание ритуальной чистоты и тщательного удаления всех следов грязи, особенно крови, экскрементов, вина и жира животных.  В принципе, если соблюдены правила ритуальной чистоты, для молитв может использоваться любая постройка, любая площадка.

В Англии мусульманам – эмигрантам из Индостана в качестве первых масджидов служили пустовавшие залы кинотеатров или товарные склады.

Со строго теологической точки зрения величественная архитектура мечети совершенно произвольна. Какие-либо предписания, касающиеся строительства сакральных сообружений, в Коране отсутствуют.
Образцом служит первая мечеть, построенная Мухаммедом и его подвижниками вокруг их масджида в Медине.
Этот масджид представляет собой большой зал или открытый двор – в зависимости от погодных условий. Центральная часть мечети – михраб, арка, которая указывает направление Каабы. Обычно михраб накрыт куполом: этот элемент был скопирован с куполов византийских православных церквей. Великолепный образец ранней архитектуры ислама являет собой мечеть Купол Скалы в Иерусалиме, 7 в. н.э., отмечающая место разрушенного храма Соломона и Ночное путешествие Мухаммада к вратам рая.

Отличительные элементы мечети – минареты, высокие, узкие башни, с которых верующих призывают на молитву, - это более поздний элемент, введенный турками-османами. От Османов пошла традиция помещать на куполе и минаретах полумесяц, указывающий в направлении Мекки.

Полумесяц – символическое напоминание, что земная жизнь, подобно фазам луны, начинается и заканчивается в отведенные сроки.  Он обычно венчает 3 или 5 сфер, соответствующих уровням бытия.
Верхняя сфера символизирует Аллаха, т.е. абсолютную реальность, а самая низшая – представляет низший уровень реальности  - наш физический мир. Величественные мечети Аравии и Персии декорированы высказываниями из Корана на арабском или персидском языках. Архитектуры в др. регионах мира отражают местные  культурные традиции. Большая мечеть Дженне в Мали (Центр. Африка), сделана из глины и дерева, имеет прямоугольную форму.  Мечети и др. мусульманские сооружения Индии эпохи Великих Моголов (мавзолей Тадж-Махал) отражают влияние индийской культуры. Все мечети, даже очень скромные, имеют достаточный запас питьевой воды. В наиболее богатых мечетях чаще всего есть фонтаны, а по чудесным садам, разбитым возле  масджидов, струятся кристально чистые потоки.  

ПРИЗЫВ К МОЛИТВЕ – АЗАН

Перед началом каждой молитвы особый служитель, муаззин, или муэдзин – «призывающий», с верхней точки мечети, обычно с минарета, нараспев призывает верующих к молитве – азан.
Азан состоит из ритмичных арабских фраз, произнесенных некогда самим Мухаммадом. Сейчас азан записывают на пленку и воспроизводят через громкоговорители.

Азан начинается с фразы «Аллах велик» - Аллаху Акбар, которая повторяется 4ды.
Дальше следует еще 4 фразы: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха; спешите на молитву, спешите к успеху; Аллах велик», каждая из них повторяется 2ды.

Азан заканчивается фразой: «Нет никакого божества, кроме Аллаха», т.е.  таухидом, или центральным догматом веры.

Азан к утренней молитве между словами «спешите к успеху» и «Аллах велик» включает фразу «Молитва лучше сна».

РИТУАЛЬНОЕ ОМОВЕНИЕ – ВУДУ

Перед молитвой необходимо совершить тщательное ритуальное омовение – вуду. Большинство мечетей оснащено емкостями с чистой водой, которая должна быть доступна всем приходящим. Коран уточняет, каким образом мусульманам следует  совершать омовение и удалять с тела и одежды все элементы ритуальной нечистоты: следы мочи, фекалий, крови и др. «нечистых» веществ.

Перед тем как использовать воду, мусульманин должен сначала 3ды понюхать ее, чтобы убедиться в отсутствии «нечистых» веществ. Затем следует омыть руки до локтей и ноги до лодыжек, ополоснуть рот, промыть уши и 3ды провести мокрыми пальцами по волосам и поперек шеи. Если до молитвы он занимался сексом, ему надо омыть все тело.

Вуду становится недействительным, если между актом омовения и молитвой мусульманин посетил туалет, пустил газы, рыгнул, заснул или если раны его закровоточили. В таком случае процесс омовения следует повторить.

Затем, обратившись в сторону Мекки, мусульманин принимает кийам (стоячую позу), склонив голову и сложив руки перед собой. По команде руководящего молитвой верующий наклоняется вперед в форме буквы  «Г» - руку, выпрямляя ноги и спину.  Потом снова принимает кийам, после чего совершает простирание – саджда, поджимая под себя ноги и касаясь лбом земли.

Мусульмане-шииты упираются лбом в маленькие бруски из глины, собранной во время паломничества  в Карбелу (Ирак), место мученичества Хусайна (Хусейна) – второго шиитского имама.

Этот цикл (стояние-поклон-простирание) наз. ракат. Количество ракатов варьируется от 2 до 4х – в зависимости от времени суток.

НАЛОГ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ – ЗАКАТ

Коран утверждает, что все  мусульмане, которые живут выше черты бедности, должны  выплачивать  закат – налог, идущий на облегчение нужд бедных единоверцев. Закат не милостыня, а обоснованная и законная претензия бедноты к богачам.  
Милостыня, которая тоже является обязанностью, налагаемой на богатых мусульман, должна выплачиваться помимо заката, но ее размер диктуется совестью.

Закат – это ежегодный налог с собственности и он не выплачивается, если мусульманин не обладает каким-либо капиталом. Размер выплат, упоминаемых в хадисах, разница с типом собственности, начиная с базовой ставки в  одну сороковую (2,5%) от общего капитала человека, включающего его сбережения, драгоценности и деньги.
Коран учит, что все мирское богатство является нечистым, пока оно не используется во имя Аллаха и ислама. Богатый мусульманин может только «очищать» свою зажиточность, которой он имеет право радоваться лишь, когда выплатит закат.

ПОСТ – САУМ

Чтобы показать Аллаху свое послушание и умение воздерживаться от удовольствий земной жизни, мусульмане должны каждый год поститься в течение 30 дней рамадана – весь 9й месяц исламского календаря. Именно в этот месяц Мухаммад, призванный архангелом  Джибрилом на горе Хира, получил от Аллаха первую суру Корана.

В рамадан с рассвета до сумерек нельзя есть, пить, курить, заниматься сексом.
Ночь на 27е число месяца рамадан, Мухаммаду было ниспослано первое откровение, наз. «ночь могущества» - Лайлат ал-кадр.
Последние 10 дней рамадана самые благочестивые мусульмане проводят в постоянных молитвах, завершающихся праздником окончания поста – Ид ал-фитр, одним из немногих официальных мусульманских праздников.

Каждый мусульманин, достигший половой зрелости, должен соблюдать пост – саум. От поста освобождаются больные люди и кормящие матери, но в течение года они должны наверстать дни, пропущенные при посте.

Коран разрешает мусульманам подниматься за  час до рассвета и принимать особый плотный завтрак – сухур, чтобы продержаться в течение дня.

Некоторые мусульмане, особенно в Великобритании, придерживаются усеченной разновидности поста, отказываясь от курения или снижая количество потребляемой пищи.
В далеких северных и южных широтах пост по мусульманскому календарю часто приходится на летний сезон, когда интервал между восходом и заходом может достигать 20 часов.
В прошлом именно требования к неукоснительному соблюдению салата и саума объяснялось то, что ислам не распространялся за пределами тропических стран, в которых сроки молитвы и поста не слишком расходятся в течение года.
В северных областях мусульмане не могут существовать без нарушения предписаний салата и саума.

ПАЛОМНИЧЕСТВО В МЕККУ – ХАДЖЖ

В переводе с араб. хадж – «посещение святых мест (Мекки)». Все мусульма
С уважением, Габи
Все пройдет - Omnia transibunt.
Пройдет и это - Et id transibit quoque....

Габриэлла

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8360
    • Просмотр профиля
Что такое ислам?
« Ответ #1 : Апрель 21, 2013, 10:51:22 am »
продолжение из того же источника.

Исламское право.

Шариат – подробно разработанный свод предписаний – араб. «предписанное», основывается на поздних сурах Корана.
5я сура, переданная  в откровении одной из самых последних, является также одним из наиболее важных источников шариата (5:120).  Эта сура затрагивает тему пищевых предписаний, запрещает пьянство и азартные игры (5:38).
Первая часть более ранней 24й суры касается темы отношений полов (24:1,4,7).

Мусульмане верят, что поздние суры нормативного характера наиболее полно выражают откровение Бога. Но они признают, что порой в провозглашенных таким образом правилах отсутствуют некоторые детали. Например, в Коране говорится, что мусульмане должны часто молиться и перед молитвой совершать омовение. Но там не говорится, как именно мусульманам надо молиться и как совершать омовение. Чтобы получить ответы на подобные вопросы, мусульманин должен обратиться к хадисам.

Собрание описаний деяний и речений Мухаммада и его ближайших последователей – хадисы – араб. «речения».  
Суру 33 мусульмане понимают как подтверждение безошибочности хадисов Мухаммада.
Ритуалы и предписания 5 Столпов ислама, включая шахаду, как и многие составляющие наказаний за уголовные преступления, основываются на хадисах.

Иджма – правовой консенсус – это метод оформления закона на основе согласия между правоведами. Именно консенсусное решение, которое согласуется с хадисами и Кораном, легитимизирует закон.  
Идеальное решение – это согласие всех правоведов, но часто этого трудно достичь из-за недостатка авторитетных свидетельств. Поэтому иджма обычно означает консенсус, достигаемый  большинством.

Аналогия – кийас. Если мусульманские правители и законодатели стремятся сформулировать новый закон или новую религиозную доктрину, они должны воспользоваться аналогией. К ней прибегают, когда возникают ситуации, которые не могли предвидеть Коран  или Мухаммед, а значит, нет возможности опереться на Книгу или хадисы.  
Например, Коран настойчиво говорит о запрете на вино, но не упоминает никаких других алкогольных напитков. Используя кийас, мусульманские юристы переносят этот запрет на др. спиртные напитки, которые появились позже.
Когда ислам столкнулся с проблемой наркотиков, был применен кийас: употребление наркотиков было приравнено к употреблению спиртного.

Исламское право – фикх – мусульманская юриспруденция.
Он разделяет поведение человека на 5 категорий:

- запрещаемое – харам, все то, что упомянуто в Коране и Ветхом Завете как незаконное, включая нарушение  10  заповедей. Сюда же относится употребление некоторых видов пищи, недвусмысленно запрещаемое Кораном – мусульманам нельзя есть животных, которые умерли естественной смертью и, которые не были заколоты ритуальным образом. Ритуальное заклание должно производиться с помощью чистого ножа: следует перерезать животному горло, а затем прочесть над трупом молитву.
Есть мясо свинины и любого плотоядного животного всегда харам.
Нельзя пить кровь, есть высохшую кровь, пить спиртное, употреблять любой продукт, в состав которого входит хоть капля спиртного (2:168-173).

- нерекомендуемое – макрух.      
- нейтральное – мубах,                    
- рекомендуемое – мустахабб,        
                                                                                                                                       
Все эти три постулата - макрух, мубах, мустахабб -  главным образом затрагивают вопросы милостыни, манер, привычек и общественной жизни. В  данном случае, законодательство  опирается на литературу  хадисов.  

- обязательное – фард.
Входит в 5 столпов ислама, нарушение фарда является грехом и преступлением, наказываемым в шариатском суде.

Похоронные церемонии – на исламских могилах нет никаких обозначений, ибо могильный камень считается идолопоклонством. Гробы тоже не используются. Труп омывают согласно правилам вуду и заворачивают  в белые полотнища (3 – для мужчины, 5 – для женщины). Потом трупп закапывают в землю, ногами в направлении Мекки. Над могилой читается несколько коротких молитв.
Ислам не поощряет длительного траура.
Долг каждого мусульманина – попытаться перед смертью изречь сокращенную формулу шахады: «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи», чтобы эти слова стали его последними на земле.

Поддержание миролюбия – алейкум.
Мусульманам предписывается уважительно, корректно относиться друг к другу.
«Ассаламу алейкум» - «да пребудет с тобой мир». Если в беседе мусульман упоминается какой-нибудь пророк, о нем необходимо сказать: «Да пребудет  с ним мир».

Клевета, богохульство, издевательство, оскорбления – преступления такие же серьезные, как и физическое насилие и убийство, и они должны наказываться соответствующим образом.
В Средние века за ложное обвинение (особенно, если женщина утверждала, будто ее изнасиловали) отрезали язык под самый корень. Коран и хадисы подчеркивают, что мусульмане должны быть справедливыми, им следует соблюдать честность в коммерческих делах, они не должны заниматься ростовщичеством и брать деньги под залог.

Одежда. Мусульманские правила ношения одежды связаны с необходимостью блюсти скромность и сделать более удобным исполнение салата. Тело мужчины должно быть прикрыто от пупка до колен обязательно, а женщина должна покрывать тело целиком, с головы до ног.  
Хадисы рекомендуют простую, свободную одежду.
Во время хаджа рекомендуется носить белое одеяние.
Шииты предпочитают черную одежду, символизирующую их постоянный траур по мученикам. Ибадиты предпочитают голубое. Предпочтения обусловлены скорее местной культурой, чем хадисами.

Мусульмане всегда стараются покрывать голову. Это знак уважения к ангелам Аллаха, которые символически прибывают в человеческих головах и должны быть защищены. Обычно голову покрывают маленькой шапочкой, похожей на кипу.

Женщины свой головной убор покрывают еще и платком. В некоторых мусульманских странах мужчины носят дополнительные головные уборы над шапочкой или вместо нее. Мусульманам не рекомендуется носить головные уборы, которые мешают им касаться лбом земли во время салата, отсюда обычай носить фески.  
Шляпы с полями, например, фетровые,  как и усы, нередко носят либерально настроенные мусульмане, демонстрируя свой интерес к веяниям времени.

Правовой статус женщины.
От них  ожидается послушание – прежде всего по отношению к отцам, а затем, к мужьям, если от них не требуют исполнять то, что противоречит нормам шариата.
4я сура Корана описывает отца и мужа, как ее «наставников», имеющих право применить силу, если она не подчиняется. (4:34).
2я сура в деталях раскрывает правила развода (2:228).

Для женщин  общие пятничные молитвы в мечетях носят добровольный характер, поскольку все молитвы считаются преимущественно мужским занятием. Женщинам не разрешается руководить молитвенной службой.  В дни менструаций женщина не имеет права находиться в мечети. Там, где много шиитов, существует практика изоляции женщин на это время – пурдах. Смысл подобного табу: избегать крови, особенно во время интенсивных молитв, но этот запрет связан скорее с особенностями культуры, чем с Кораном.

В ряде исламских стран от женщин требуется закрывать все тело в присутствии мужчин, если они не члены ее семьи. Данное предписание основывается на строках Корана, которые наставляют женщину не носить драгоценностей (по аналогии, не пользоваться косметикой), предписывают покрывать голову, грудь и интимные части тела при появлении в общественных местах (33:59; 24:30-31).

Требование к женщинам полностью закрывать свое тело (Саудовская Аравия или Иран) в большей степени основано на местных обычаях, чем на Коране.
В Аравии и мусульманской Африке распространен обычай удалять части женских гениталий – т.н. женское обрезание.

Коран гарантирует им право на собственность и  наследование имущества, право активно участвовать в политической деятельности, право требовать развод, т.е. полную правовую идентичность.

Брак – никх – по своей форме просто контракт, в котором зафиксированы обязанности  жениха и невесты по отношению друг к другу. Шариат позволяет невесте заранее обговаривать условия контракта и уточнять такие вопросы, как размер брачного дара – махр, который она получит от жениха. Или возьмет ли ее будущий муж  еще жен. Махр не должен быть особенно большим, и, если невеста не возражает, это может быть некоторая символическая денежная сумма или просто подарок, например, новый комплект одежды.

 Большинство мусульманских браков обставляется согласно установившимся традициям и это скорее особенность культуры, чем религиозная практика, и характерно для любой страны, где преобладает сельское население, и вовсе не зависит от вероисповедания.
Но девушки-мусульманки испытывают сильное давление со стороны родителей, ибо избранника определяют именно они.
Но все чаще девушки пользуются своим правом отвергнуть брачный  контракт и само брачное предложение.
Также шариат гарантирует женщинам право самостоятельно заключать брачный контракт. Только некоторые разновидности шариата в Индонезии, Малайзии, Сев. Африки и Сауд. Аравии отрицают это право.

Все варианты шариата запрещают выходить замуж мусульманкам за иноверцев.
Мужчина-мусульманин может жениться на любой девственнице, которая исповедует вероучение, основанное на признанных Кораном Писаниях, т.е. христианство или иудаизм.

Полигамия. Коран и хадисы предрекали, что в грядущие времена погибнет множество мусульман-мужчин, выступивших в защиту ислама. Полигамия была узаконена, чтобы заботиться о большом количестве вдов, которые останутся после гибели их мужей.
4я сура (4:3) как откровение была истолкована, что мусульманин имеет право взять в жены до 4х женщин, если сможет их содержать и всех их детей.

Сейчас в Сирии, Ираке, Пакистане на полигамный брак требуется специальное разрешение государства.
В Тунисе и Алжире многоженство запрещено.
В Марокко принят закон, позволяющий женщине требовать развода, если муж берет вторую жену.

Во всем мусульманском универсуме шариат наделяет жен в полигамных браках дополнительными правами. Каждая из их должна быть обеспечена собственным жильем,  все они в равной степени могут претендовать на время, внимание и имущество мужа.

Коран говорит, что мусульманские властители и завоеватели могут взять «тех, которыми овладели ваши десницы» (4:3). Владыки и полководцы брали в жены супруг своих поверженных противников, вступая т.о. в родство с аристократией покоренного народа.
Мухаммад ибн Сауд, основатель Сауд. Аравии взял себе в жены десятки женщин, предварительно убив их мужей – вождей соперничавших с ним племен – при создании в 1920е гг. своего государства.

Развод. Шариат предлагает 3 варианта:

1. Талак  - простое, одностороннее расторжение брака мужем. По правилам, муж может разойтись с женой, или с женами, по своему желанию, при условии, что он не повредился рассудком, не сделал свое заявление в шутку или под влиянием алкоголя. Не требуется никаких формальностей, достаточно публичного заявления об этом.
По шиитскому шариату приглашают 4х свидетелей. Обычно жене возвращают ее приданное, а мужу предписывается обеспечить детей всем необходимым и какое-то время оказывать помощь бывшей жене. На практике его применяют редко.  
Он запрещен в  Азербайджане, Афганистане, Алжире, Тунисе.

2. Хул – развод по взаимному согласию – это расторжение заключенного ранее брачного контракта, распространен значительно шире.

3. Фасх – развод по требованию жены, обычно настаивающей на том, что брачный контракт нарушен. Она может попросить выплатить стоимость ее приданного.
В реальности наиболее либерально к этой  стороне развода относятся в Афганистане, Азербайджане, в мусульманских странах Ср. Азии, в Турции и Египте.
Строже всего к разводу по инициативе жены подходят в Сауд. Аравии, Иране и в странах Персидского Залива.

Отказ от исповедования ислама (апостофия) мужем или женой автоматически превращает брак в незаконный.

Наследование.
Шариат разделяет родственников на 12 категорий, в соответствие с денежным эквивалентом имущества умершего, которое остается после расходов на похороны и на которое они вправе претендовать.
Женщины в каждой категории урезаны в своих наследственных правах: они могут претендовать только на половину суммы, которая  должна отойти мужчине в той же категории.

Наказание – кисас и хадд.
Шариат жесток и строг и целиком основывается на доктрине кисаса – общественного возмездия. Он опирается на Ветхий Завет и на принцип: око за око, открытый Аллахом Моисею – Мусе – при первом провозглашении Закона израильтянам.
Наказание за убийство или покушение на убийство – обезглавливание.
За кражу – отсечение правой руки.
За супружескую неверность, ложное обвинение в неверности или за клевету – забивание камнями насмерть.
За пьянство – жестокая порка до смерти.
В совокупности такие суровые наказания образуют хадд – араб. «ограничение» (наследственной вражды).

В обществе, где жил Мухаммад законность практически отсутствовала. Вспыхивавшие между племенами конфликты длились десятилетиями из поколения в поколение. Племена были заняты вечным отмщением, процветала наследственная кровная вражда.. В процессе создания исламского государства Мухаммад положил конец наследственной вражде и заменил непрекращающуюся кровную месть простым и неизбежным возмездием – кикас – по отношению к провинившимся сторонам.

Коран и хадисы содержат рекомендации по умеренному применению суровых наказаний:
хадд следует применять только в случае, если против провинившегося свидетельствуют 4 человека с безупречной репутацией, или он сам сознался в содеянном.

В 19-20х вв. шариатские суды были заменены на более эффективные суды евротипа.
И лишь на Аравийском полуострове, в Пакистане, Иране, Афганистане, Мавритании и Судане применяется хадд.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2013, 12:07:55 pm от Габриэлла »
С уважением, Габи
Все пройдет - Omnia transibunt.
Пройдет и это - Et id transibit quoque....

Габриэлла

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8360
    • Просмотр профиля
краткая история ислама
« Ответ #2 : Апрель 21, 2013, 11:01:49 am »
За точку отсчета исламской эры мусульмане принимают 622 г.
Эта дата знаменует период хираджа – «святого изгнания», - когда Мухаммад и его приверженцы покинули Мекку и обосновались в 480 км к сев-вост. от нее, в Медине, создав первое исламское государство и объявив войну язычникам.

Коран не отвечает на вопрос: кто станет преемником Мухаммада после его смерти?
Решение этой сложной проблемы было оставлено на усмотрение самого Мухаммада.

Традиционный метод династического наследования отпал – у Мухаммада была дочь. Благодаря этому появилась Хашимитская генеалогическая линия, опираясь на которую, современные арабские правители претендуют на происхождение от Мухаммада. Мухаммад был провозглашен последним пророком, следовательно, никто из его преемников не мог претендовать на лидерство в качестве пророка.

Еще при жизни Мухаммад назначил преемника Абу Бакра – своего ближайшего друга, собрата по роду хашимитов, одного из ведущих полководцев исламской армии. Сам Абу Бакр выдвинул условие, чтобы он был избран с согласия всех племенных вождей.
После кончины Мухаммада в 632 г. Абу Бакр был избран халифом – нечто вроде регента – временного правителя на земле до конца света и последующего прямого правления Аллаха. Но через 2 года после избрания он погиб в бою.

Вторым халифом был Умар (Омар) ибн ал-Хаттаб – наследовал в обстановке нового политического кризиса и тлеющих мятежей. Омар покорил и объединил арабских племенных вождей и создал самую могущественную и грозную армию. Захватил Иерусалим, где после его смерти на Храмовой Горе была воздвигнута мечеть Купол Скалы. В 644 г. он был заколот в Басре одним недовольным персидским чиновником. Омар при жизни не выбрал себе преемника, а назначил совет из 6 человек – шура, чтобы тот избрал нового халифа.

Кандидатов было 2: Али ибн Аби (Абу) Талиб, муж дочери Мухаммада Фатимы и член рода  Хашимитов, и Усман (Осман) ибн Аффан, член более дальнего рода умайа – омейядов. Вначале шура предложила пост халифа Али, при условии, что тот не создаст династию Хашимитов. Али отказался, поэтому пост отдали Осману. И это вызвало споры и стало причиной последующего раскола мусульман на суннитов и шиитов.

Сунниты полагают, что Османа правильно выбрали халифом, потому что его поддержало большинство мусульман.
Шииты считают, что халифом д.б. стать Али, поскольку он напрямую происходил из рода Мухаммада.

В течение первых 5 лет правлении Осман пользовался поддержкой большинства родов, противостоявших династическим амбициям Али. Но после 650 г. ход завоеваний замедлился, и властям пришлось ввести налоги для возмещения нехватки военных трофеев. Осман был обвинен в растрате средств, семейственности и стремлении основать династию Омейядов.  

Наиболее сильную оппозицию Осману составляли первоначальные сторонники Мухаммада, т.н. хариджиты – «преемственники».  Они считали, что среди влившихся народов, с которыми они теперь делили военную добычу, много оппортунистов и авантюристов, которые на самом деле были сатанистами, желавшими подорвать ислам изнутри.

При первых 2х халифах покоренным народам дозволялось считать себя мусульманами, если они просто следовали 5 столпам, но в ряде случаев от них требовалось только признавать шахаду. Хариджиты настаивали, что признание всех предписаний 5 Столпов является лишь минимальным условием обращения в ислам – это категория «обычных верующих» - минимум. Они утверждали, что обращенного можно считать мусульманином, если  они ведут безгрешную жизнь. Т.е., что всякий мусульманин, совершивший проступок, запрещенный Кораном, или не способный совершить какие-либо благие дела, отрицал ислам и становился неверующим – кафиром.

Доктрина хариджитов была отвергнута Османом, т.к. серьезно препятствовала имперской завоевательной политике. И поддержал идеи соперничавшей школы – мурджиа – те, кто откладывает суждение, - которая учила, что о благочестии мусульманина должен судить Аллах, а не хариджиты. Создание этой школы разъярило хариджитов, и они объявили Османа в нарушении шариата – в растрате денежных средств, провозгласили его антимусульманином - кафиром, потребовали его свержения и объявили войну роду омейядов.

В 656 г. Осман был убит в Мекке взбунтоывавшейся толпой хариджитов, и шура немедленно назначила 4м халифом Али ибн Аби Талиба.
Через год он встретил сопротивление Муавийи – члена рода омейядов, двоюродного брата Османа и наместника Дамаска. Он считал своим долгом отомстить за смерть Османа, лишить хариджитов их влиятельности и свергнуть правление Али. После битвы при Сиффине в 658 г. Али предложил начать переговоры с Муавийи, который согласился. Но хариджиты сочли себя оскорбленными. Они обвинили Али в нарушении шариата, не способен вести джихад против сатанинских омейядов. Али подавил мятеж в битве при Нахраване и уничтожил почти всех восставших, за исключением нескольких сотен человек. Муавийя и омейяды прервали переговоры и в течение 3х лет захватили почти всю территорию империи.
Али погиб от руки мстительного хариджита, выжившего в Нахраване. Разгромив хариджитов, Али объявил о создании собственной династии, и ему наследовал старший сын Хасан. Он правил только 6 месяцев, потерпел поражение и признал халифом Муавийю. Годом позже Хасан был убит омейядами, и хашимитским претендентом на халифат стал 2й сын Али – Хусейн.

Муавийа провозгласил династию Омейадов и переместил столичные структуры империи из Мекки в оплот омейядов – Дамаск.
К концу 8 столетия жестокие преследования согнули хариджитов. Их преемственники, оставшиеся в живых, бежали на периферию – Оман, Йемен, Сев. Африку. Их потомки наз. ибадиты, они живут мелкими группами, кочуя по пустыне и соблюдая собственную версию шариата. Их образ жизни с тех давних пор не изменился.

Нехариджитские остатки разгромленной армии Али, подчинявшиеся теперь его сыну Хусейну, стали наз. шиа – шииты, т.е. сторонники.
Они считали Омейядов сатанистами, которые отобрали халифат у истинных преемников, Хашимитов, чтобы развалить его. В битве при Кербеле, Ирак, войско Хусейна столкнулось с Омейядами. Шииты потерпели поражение, Хусейн был убит.
Отныне шиитский ислам стал конфессией мятежников и мучеников, а шииты Кербелы до сей день вспоминают смерть Хусейна во время Ашуры.

Омейяды же дали зеленый свет школе мурджиа, основанной Османом для противодействия хариджитскому фундаментализму, которые разработали удобную для властей теолого-правовое учение, которое стало основой суннитского ислама.
Халифы Омейядов были сильными правителями и деспотичными. Ввели единое денежное обращение, отрегулировали налогообложение, установили жесткую правовую систему.

Занимая новые территории, Омейяды предоставляли право своим полководцам обогащаться за счет награбленной добычи, за исключением 5йчасти, которую отправляли в Дамаск.  При этом неарабским мусульманам участвовать в разделе добычи не разрешалось – в отличие от арабов-христиан и арабов-иудеев, которые оказывались часто в привилегированном положении по сравнению с ними.
В некоторых регионах Европы мусульмане неарабы становились подданными арабо-христианских правителей, что вызывало недовольство в местных мусульманских диаспорах.

Эта доктрина арабского превосходства особенно унижала персидских мусульман, которые считали себя цивилизованнее арабов.
В 749 г. группа прошиитски настроенных персов под руководством Абу ал-Аббаса ас-Саффаха воспользовалась очередными наследственными склоками Омейядов и напала на их родовые земли в Сирии и Египте, когда основной контингент арабской армии находился в Европе, готовясь к нападению на Францию.
В 750 г. Аббас полностью разбил Омейядов в битве при Забе в Египте, занял Дамаск и истребил почти всю аристократию Омейядов. Спасшиеся Омейяды осели в Испании, где в 755 г. с разрешения Аббаса основали государство в составе халифата, приняв титул эмиров – вассальных правителей.

Когда власть Омейядов пала, шииты поверили, что справедливость восторжествовала, и настало время очищения ислама. Они требовали, чтобы их знаменитый имам Джафар ас-Садик, внук первого шиитского мученика Хусейна, возглавил халифат.
Фактически ранг имама в этом случае стал бы напоминать ранг Папы Римского.

Симпатизировавший им ал-Аббас умер в 754 г. и на престол вступил его сын ал-Мансур, который относился к шиитам враждебно. Он убил шиитского имама и за последующие 5 лет серьезно ослабил шиитскую военную мощь.

Ал-Мансур объявил себя халифом и провозгласил династию Аббасидов.
Он повелел воздвигнуть на реке Евфрат новую столицу империи – Багдад.
Хотя новое правление началось  с жестоких репрессивных мер, впоследствии Аббасиды показали себя просвещенными правителями, щедрыми покровителями искусств и наук. Расцвела ученость, были переведены греческие философские трактаты и опубликованы, став доступными. В 850 г. в Багдаде было свыше 700 библиотек.

Религиозная школа мутазилитов – на ее учение повлияли греческие философские тексты. Мутазилиты внесли в  исламскую теологию и правовое мышление новую концепцию свободной воли человека. Т.е. влияние Аллаха на свободную волю не является беспредельным, человек был ответственен за собственные действия независимо от своего знания или незнания Корана. Человека можно оценивать по степени нравственности его поступков, без учета его приверженности исламу.
Подобные воззрения стали причиной появления судов общей юрисдикции, с их правилами свидетельских показаний. Суды могли разбирать свидетельства очевидцев без непременных отсылок к Корану. И буквально понимаемые слова Корана, и хадисы были дополнены юридической наукой фикхом.

Первое крупное собрание хадисов Мухаммада было составлено аббасидским законоведом Мухаммадом ибн Исмаилом Бухари (810-870). Оно наз. «Сахих ал-Бухари» - «Аутентичное (собрание) согласно Бухари».
Бухари изучил массу хадисов и обнаружил, что подавляющее их большинство изобретено соперничавшими фракциями. В качестве аутентичных Бухари собрал для своего сборника только 7 тыс. хадисов, в то время, как всего их, согласно традиции, было 60 тысяч.

Классический ислам базируется на Сахих ал-Бухари.
Ритуалы и предписания 5 Столпов, шахада, большинство вопросов уголовного права, берут свое начало в хадисах Мухаммада, собранных Бухари.  

В дополнение, другие аббасидские правоведы составили еще 5 книг хадисов, которые в настоящее время считаются аутентичными. Комплекс этих 6 сборников хадисов называется «Предания (гладкого пути)» (сунна), откуда и происходит название преобладающего направления ислама – суннизма.

Основополагающая форма суннитского мусульманского права была изложена великим аббасидским правоведом Али ибн Исмаилом ал-Ашари (873-935) в книге «Освещение оснований религии». Суннизм в трактовке ал-Ашари представлял собой сочетание  рационалистических юридических дисциплин – фикх, кийас, иджма, и традиционалистского обращения к законоведческим стихам Корана и хадисам.

4 главные школы права, основанные при жизни ал-Ашари -  маликийа, ханафийа, шафийа, ханабила – являются в своей совокупности источником современного суннитского права.

Первые 200 лет правления Аббасидов стали золотым веком исламской империи. Подданным был гарантирован высокий уровень спокойной и безопасной жизни, возможность обращаться в рационалистические суды с их правилами свидетельствования и тщательно разработанными процессуальными процедурами. Бурно развивалась экономика, Багдад был центром торговых путей. Расцвели науки: математика, астрономия, архитектура, химия, медицина, мореходство.
Коран был переведен на персидский и другие языки. Реформировалась армия: рекрутированные из Центральной Азии тюркские наездники оттеснили арабских кочевников.
С уважением, Габи
Все пройдет - Omnia transibunt.
Пройдет и это - Et id transibit quoque....